Спортивно-охотничий клуб «Рада» в Трехгорном
Не успели еще остыть моторы снегоходов от четырехсоткилометрового пробега по реке Дема, как члены спортивно-охотничьего клуба «Рада» во главе с ее председателем В. В. Аброщенко снова двинулись в поход. На этот раз в город Трехгорный Челябинской области. Экипажей на этот раз было наполовину меньше - четыре снегохода. Но погода не подвела - была такой же экстремальной. В прошлый раз трещали тридцатиградусные морозы, на этот раз - в Уфе разгулялась снежная пурга.
Сильный ветер за ночь завалил снегом крыльцо, ступеньки, да и весь большой двор. Первое, что пришло в голову: осадков выпало необычно много, а вслед за этим мелькнула мысль: как же прорваться сквозь этот снежный буран и доехать до далекого и закрытого как снежным бураном, так и режимным фактором города бывшего секретного города Златоуст-36 (ныне Трехгорный), что затерялся среди уральских гор?
Но дальше философствовать на эту тему некогда, в 9 утра договорились встретиться за Уфой в Алаторке на трассе М 5 Уфа-Челябинск. Время было около 8 часов утра 6 марта. По правде сказать, после длительных тридцатиградусных морозов этот первый мартовский буран был теплым предвестником весны и не казался таким уж пугающим. За всю длинную и морозную зиму ни метелей, ни буранов, практически не было.
Прогрев джип и сметя с него снег, тронулись в путь. Городские улицы еще не убраны от сугробов, снежный вихрь не утихал, а нарастал. Вместе с этим нарастало тревожное чувство: если в городе такая непогода, то что же творится в чистом поле на трассе?
На трассе, действительно, как говорят синоптики, метеоусловия были сложными - из-за сильного порыва ветра видимость была никакой - на расстоянии вытянутой руки. Но в обозначенное время три машины уже были в Алаторке, а еще две машины, оказавшиеся в снежном плену в районе поселка Нагаево, не могли пробиться. Так как путь предстоял длинным, было принято решение ехать дальше в составе трех машин, а два увязших джипа, если не догонят нас, то прибудут самостоятельно к месту назначения. Надо было как можно быстрее войти в горную зону, где ветер не так свирепствует, как на равнине.
Когда началась горная гряда подъемов и спусков, ветер поумерил свой пыл, снег просто падал сверху и не сильно мешал для обзора дороги. Однако в горах Урала узкая трасса М 5 имеет свой нехороший нрав - извечные заторы. Утром легковых машин было еще мало, караваны длинных фур мучительно медленно преодолевали подъемы и спуски. Местами движение замирало, и неизвестно было, что там впереди случилось: то ли авария, то ли какой-то тяжелый грузовик на подъеме шлифует дорогу. Томительное ожидание. Обогнать невозможно: или слева по встречной полосе движется непрерывный поток грузовиков, или же попал зону дорожного знака «обгон запрещен». Водители и пассажиры испытывают такие мытарства на этой многострадальной трассе практически круглый год.
Расширить дорогу до двух полос в одну сторону хотя бы на подъемах можно, места много, что с левой стороны, что с правой стороны дороги - ничто не мешает: нет ни моря, ни обрывов, ни скал высоченных. Тем более основа под дорогу каменистая, затраты на строительство второй полосы требуются не такие уж заоблачные. По сути, единственная Jikpora от запада до востока нашей страны представляет удручающее впечатление каждый раз, когда оказываешься на ней.
Наш снежный десант прибыл в легендарный город Трехгорный через пять часов, то есть двигались мы со скоростью около 40 километров в час. Отвлекаясь от цели нашей поездки, хочу сделать некое отступление и поделиться мыслями, которые невольно приходили в голову в ходе трудного продвижения по трассе.
В американских фильмах часто показывают прямую и длинную, как стрела, дорогу, которая уходит за горизонт. Почему-то она, как правило, бывает пустынной, не перегруженной, как наша знаменитая и единственная М 5. Автомобилей в американских штатах намного больше, чем где-либо. В чем тут дело? Где грузопоток? Может быть, дорогу перекрывают на время съемок киношников? Или их там так много, и между автотрассами извечная рыночная конкуренция?.. К сожалению, ответа на этот вопрос я не знаю, так как не был в США. Одно известно, что в годы экономической депрессии в США было принято волевое решение - строить дороги. Безработица пошла на убыль, экономика - в рост.
Осенью минувшего года мне пришлось проехать 800 километров от Пекина до Люйшуня (бывший славный город Порт-Артур) и еще большее расстояние проехать по северо-восточным провинциям Китая. Дороги эти платные, состояние их идеальное: четыре полосы в одну сторону, четыре полосы в другую. Автобусы и грузовики едут со скоростью 100 километров в час, легковые - 120 километров в час. Слева и справа дороги имеют ограждения - никто не может помешать движению, перекрестков нет, иногда над головой проходят другие автобаны. Между двумя полосами дорог высажены деревья или высокие кустарники, чтобы фары автомашин не могли ослеплять водителей встречных машин. Прекрасно оформленные дорожные знаки дают полную информацию по направлениям, расстояниям между населенными пунктами и др. Через определенное расстояние расположены стоянки, где можно не только отдохнуть, но и заправиться, посидеть в ресторане, кафе, зайти в магазин и т.п.
Что еще больше поражает - рядом с автобаном на высоте примерно десяти метров тянутся частоколом железобетонные тумбы с железнодорожным полотном, по которым совсем скоро полетят скоростные поезда. В южном направлении от Пекина в сторону Шанхая уже летают эти чудо-поезда, устанавливая мировые рекорды по скорости.
Похоже, в России долго еще не будет хороших дорог. На такие грустные мысли наталкивают события минувшего лета, связанные со срывом некими группами лиц, представляющих какие-то общественные организации, представьте себе, только попытки начать строительство скоростной дороги Москва-Санкт-Петербург. Оказывается, в России мало леса, и случилось самое страшное: в подмосковном Химкинском лесу порубили кривые березы - там, где должна была пройти скоростная трасса между столицами.
Для справки: «10 марта 2011 года вице-президент США Джо Байден вручил активистке движения в защиту Химкинского леса Евгении Чириковой медаль за ее пока безуспешные усилия. Госпожа Чирикова, со своей стороны, призвала США к гораздо «более жесткому» подходу американского Белого дома в его отношениях с Кремлем. «Система полностью коррумпирована, и наши американские друзья, вероятно, не вполне это осознают, - сказала активистка. - И Путин, и Медведев являются частью этой системы», передает ее слова американская газета Тhe Wall Street Journal.
В четверг на встрече Байдена с российскими правозащитниками прозвучали призывы к американскому руководству говорить без обиняков. На этой встрече Байден в течение полутора часов выслушивал речи о том, как Кремль контролирует выборы и СМИ».